Тел: +7(812) 309-01-77
 
поиск по сайту



Адрес: г. Санкт-Петербург

Горелово, ул.Заречная, д.2

телефоны:
+7(812) 309-01-77
+7-911-900-33-44, +7-911-794-1-795

e-mail: 3090177@mail.ru

Главная » АВИАЦИОННЫЕ МАСЛА

АВИАЦИОННЫЕ МАСЛА

Масла для поршневых двигателей

 

    В поршневых двигателях масла работают в тяжелых условиях, создаваемых высокими температурами в зоне поршневых колец, внутренней части поршней, клапанов и других деталей.

    Для обеспечения смазывания двигателя в условиях высоких температур, давлений и нагрузок применяют высоковязкие масла, подвергнутые специальной очистке. Такие масла должны иметь высокую смазочную способность, не быть агрессивными к металлам, сплавам и другим конструкционным материалам и обладать достаточной стабильностью к окислению при высоких температурах и в условиях хранения.

    Характеристики масел приведены в табл.

 

Показа-
тели

МС-14

МС-20

Кинематическая
вязкость
при 100 °С,
мм2/с, не менее

14,0

20,5

Индекс вязкости,
не менее

85

80

Коксуемость,
%, не более

0,45

0,29

Содержание селективных
растворителей,
водорастворимых
кислот и щелочей,
механических примесей

Отсутствие

Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже

215

265

застывания, не выше

-30

-18

Термоокислительная
стабильность по
методу Папок
при 250 °С,
мин, не менее

20

18

 

    Масло МС-14 (ГОСТ 21743-76) - масло селективной очистки. Применяют в осевых шарнирах втулок винтов вертолетов и в качестве базового для некоторых моторных масел и смазок. Масло МС-14 в настоящее время не производится.

    Масло МС-20 (ГОСТ 21743-76) - масло селективной очистки. Применяют в поршневых двигателях самолетов; в составе масло-смесей с маслами МС-8, МС-8п (в различных соотношениях) в смазочных системах турбовинтовых двигателей; в осевых шарнирах втулок винтов вертолетов; для смазывания мотокомпрессоров газо-перекачивающих агрегатов, а также в качестве базового компонента для некоторых моторных масел и смазок.

Масла для турбореактивных двигателей

 

    В связи с конструктивными особенностями газотурбинных двигателей (ГТД) условия работы смазочных масел в них существенно отличаются от условий работы масел в поршневых двигателях. В отличие от поршневого двигателя смазочное масло в ГТД изолировано от камеры сгорания (зоны горения топлива); кроме того, в наиболее ответственных узлах трения реализуется в основном трение качения, а не скольжения, как в поршневых двигателях (коэффициент трения качения на порядок ниже коэффициента трения скольжения). Вал турбокомпрессора в ГТД хорошо сбалансирован и при большой частоте вращения и больших осевых и радиальных нагрузках работает без резких переменных нагрузок.

    Современные газотурбинные двигатели характеризуются жесткими условиями работы: высокие температуры - до 300 °С и выше, большие частоты вращения турбин - 12000-20000 мин-1. Напряженность работы масла в таких условиях эксплуатации ГТД определяется количеством тепла, которое необходимо отвести от поверхностей трения деталей, и при прочих равных условиях характеризуется скоростью прокачивания масла через двигатель.

    Температура масла на входе в ГТД колеблется от 20 до 50 °С, а на выходе зависит от теплонапряженности двигателя. В двигателях самолетов, летающих с дозвуковыми скоростями, она не превышает 125 °С, а при скорости полета с числом М = 2 она достигает 200 °С (где М - число Маха, обозначающее скорость, равную скорости звука).

    Подвод масла к узлам трения у ГТД осуществляется не только для смазывания поверхностей трения, но и для отвода тепла от этих узлов. Для исключения перегрева узлов трения масло непрерывно подводится к следующим элементам двигателя: подшипникам, зубчатым колесам, контактным уплотнителям и шлицевым соединениям. Наиболее высокий уровень тепловыделения - в радиально-упорных шарикоподшипниках роторов ГТД, воспринимающих осевую нагрузку, поэтому к ним подводят масла больше, чем к другим элементам.

    Масла для реактивных двигателей летательных аппаратов проходят тщательную проверку. При оценке качества масла учитывают возможные условия эксплуатации и напряженность работы его в двигателе.

    Смазочные масла для турбореактивных двигателей должны отвечать следующим требованиям:

    - надежное смазывание всех узлов и агрегатов двигателя с минимальным износом в пределах рабочих температур от -50 до +200 °С;

    - пологая вязкостно-температурная кривая и хорошая прокачиваемость при низких температурах (пусковые свойства масла должны обеспечивать надежный запуск двигателя без подогрева до температуры -50 °С);

    - однородный и стабильный фракционный состав, что обусловливает минимальную испаряемость фракций и сохраняет вязкостные характеристики масла в течение всего времени работы двигателя (целесообразно применять смазочные масла узкого фракционного состава);

    - высокие антиокислительные свойства и минимальное окисление в двигателе при рабочих температурах 150-200 °С и выше;

    - минимальная вспениваемость, высокая температура самовоспламенения;

    - неагрессивность по отношению к металлам, сплавам, резинотехническим изделиям, покрытиям, клеям и другим материалам.

Минеральные масла

 

    В России широкое распространение получили авиационные масла на минеральной основе. Это связано с их высоким качеством и относительно невысокой стоимостью.

    Масло МС-8п (ОСТ 38 101163-78) - наиболее широко применяемое масло на нефтяной основе с комплексом высокоэффективных присадок. Производят из западно-сибирских и смеси западно-сибирских и приуральских нефтей. Предназначено для газотурбинных двигателей дозвуковых и сверхзвуковых самолетов, у которых температура масла на выходе из двигателя не более 150°С. Используют в составе маслосмесей с авиационным маслом МС-20 (в соотношении 25:75, 50:50 и 75:25) в турбовинтовых двигателях, а также для консервации маслосистем авиационных двигателей. При меняют в корабельных газотурбинных установках и в газоперекачивающих агрегатах. Масло МС-8п разработано взамен масел МК-8 и МК-8п, оно значительно превосходит их по ряду эксплуатационных показателей, в частности, по вязкости при низких температурах, термоокислительной стабильности, ресурсу работы.

    Масло МС-8рк (ТУ 38.1011181-88) - рабоче-консервационное масло на базе масла МС-8п с добавлением ингибитора коррозии. Предназначено для смазывания и консервации авиационных двигателей. Равноценно маслу МС-8п по эксплуатационным показателям и значительно превосходит по консервационным характеристикам. При консервации маслосистем авиационных двигателей срок защиты составляет: для масла МК-8 - 3 мес., для масла МС-8п - 1 год, для масла МС-8рк - 4-8 лет.

    Масла МК-8, МК-8п (ГОСТ 6457-66) - масла на нефтяной основе, производились из бакинских нефтей. Области их применения аналогичны областям применения масел МС-8п и МС-8рк. В настоящее время не производятся.

Характеристики минеральных масел для турбореактивных двигателей

 

Показа-
тели

МС-8п

МС-8рк

MK-8п

МК-8

Кинематическая
вязкость, мм2/с,
при температуре:
50 °С, не менее

8,0

8,3

-40 °С, не более

4000

5000

6500

6500

Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже

145

145

135

140

застывания, не выше

-55

-55

-55

-55

Кислотное число,
мг КОН/г,
не более

0,05

0,15

0,04

0,04

Содержание
водорастворимых
кислот, щелочей,
воды, механических
примесей

Отсутствие

Термоокислительная
стабильность, ч
(температура, °С)

50(150)

50(150)

10(175)

10(120)

Показатели после
окисления:
кинематическая
вязкость, мм2/с,
не более,
при температуре:
50 °С

10,0

11,0

-

-

-40 °С

5500

6750

-

-

кислотное число,
мг КОН/г,
не более

0,7

0,7

0,6

0,25

массовая доля
осадка,
нерастворимого
в изооктане,%,
не более

0,15

0,15

0,10

0,10

коррозия
на пластинках,
г/м2, не более:
сталь ШХ15

Отсутствие

-

медь М1 и М2

± 0,2

± 0,2

-

-

алюминиевый
сплав АК4

Отсутствие

-

-

Плотность при
20 °С, кг/м3,
не более

875

900

885

885

Трибологические
характеристики
на ЧШМТ
при (20 ± 5) °С:
критическая нагрузка,
Н, не менее

490

490

-

-

показатель износа
при осевой
нагрузке 196 Н,
не более

0,55

0,55

-

-

 

Синтетические масла

 

    Масло ИПМ-10 (ТУ 38.101299-90) - синтетическое углеводородное с комплексом высокоэффективных присадок. Работоспособно в интервале температур от -50 до +200 °С. Применяют в теплонапряженных газотурбинных двигателях военной и гражданской авиации с температурой масла на выходе из двигателя до 200 °С, а также в авиационных турбохолодильниках в качестве унифицированного сорта масла и в других агрегатах, в частности, в газоперекачивающих агрегатах с приводом от авиационного двигателя. Можно использовать для недлительной консервации.

    Масло ВНИИНП-50-1-4ф (ГОСТ 13076-86) - синтетическое диэфирное с присадками, повышающими противоизносные свойства и термоокислительную стабильность. Применяют в двигателях с температурой масла на выходе до 175 °С и в турбохолодильниках.

    Масло ВНИИНП-50-1-4у (ТУ 38.401-58-12-91) - синтетическое диэфирное, содержащее эффективную композицию антиокислительных присадок, позволяющих применять масло при температуре от -60 до 200 °С с перегревом до 225 °С. Допущено к применению во всех авиационных ГТД. Может заменить масло ВНИИНП-50-1-4ф. Совместимо с маслом ВНИИНП-50-1-4ф во всех соотношениях, не требуется замена резин и конструкционных материалов. Используют как одно из основных в военной технике (например, МиГ-29). Рекомендуется для перспективной техники.

Характеристики синтетических масел для газотурбинных двигателей

 

Показа-
тели

ИПМ-10

ВНИИНП-50-1-4ф

ВНИИНП-50-1-4у

ПТС-225

Внешний вид

Прозрачная желтая жидкость

-

Светлая прозрачная жидкость

Однородная прозрачная жидкость от желтого до коричневого цвета с флюорес-
ценцией

Кинематическая
вязкость, мм2/с,
при температуре:
100 °С, не менее

3,0

3,2

3,2

1,25(200°С)

-30 °С, не более

-

-

-

-

-40 °С, не более

2000

2000

2700

6500

-54 °С, не более

-

11000

8500(50°С)

-

Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже

190

204

204

235

застывания, не выше

-50

-60

-60

-60

Кислотное число,
мг КОН/г,
не более

<=0,05

<=0,20

<=0,25

<=0,20

Содержание:
водорастворимых
кислот, щелочей,
воды, механических
примесей

Отсутствие

воды

Отсутствие

Термоокислительная
стабильность, ч
(температура, °С)

50(200), (воздух 3 дм3/ч)

50(175), (воздух 10 дм3/ч)

50(200), (воздух 10 дм3/ч)

50(225), (воздух 10 дм3/ч)

Показатели после
окисления:
кинематическая
вязкость, мм2/с,
не более,
при температуре:
100 °С

4,5

-

3,7

6,9

-40 °С

5000

3500

-

30000

изменение вязкости
при 100 °С,
не более

-

7,0

-

-

кислотное число,
мг КОН/г,
не более

<=8,0

<=0,4

<=4,5

<=3,08

массовая доля
осадка,
нерастворимого
в изооктане,%,
не более

0,35

0,30

0,15

0,15

коррозия
на пластинках,
г/м2, не более:
сталь ШХ15

Отсутствие

± 1,0

Не норми-
руется

медь М1 и М2

± 0,2

± 1,5

± 4,0

Не норми-
руется

алюминиевый
сплав АК4

Отсутствие

± 2,0

± 1,0

Не норми-
руется

Коксуемость, %, не более

-

-

-

-

Плотность при
20 °С, кг/м3,
не более

>=820

<=926

<=928

1000

Трибологические
характеристики
на ЧШМТ
при (20 ± 5) °С:
критическая нагрузка,
Н, не менее

710

840

735

900

показатель износа
при осевой
нагрузке 196 Н,
не более

0,35

0,4

0,45

0,50

 

    Масло Б-ЗВ (ТУ 38.101295-85) - синтетическое на основе сложных эфиров пентаэритрита и жирных кислот с комплексом присадок. Применяют в газотурбинных двигателях, редукторах вертолетов и другой технике с температурой масла на выходе из двигателя до 200 °С. Обладает высокими смазывающими свойствами. Недостаток: выпадение в осадок противозадирной присадки при низкой температуре эксплуатации в результате окисления с последующим растворением осадка в масле при 70-90 °С.

    Масло 36/1-КУА (ТУ 38.101384-78) - синтетическое на основе сложных эфиров с комплексом присадок; обладает высокими противозадирными свойствами. Используют в газотурбинных двигателях с температурой масла на выходе из двигателя 200 °С. В настоящее время не вырабатывается.

    Масло ЛЗ-240 (ТУ 301-04-010-92) - синтетическое на основе сложных эфиров пентаэритрита и жирных кислот с комплексом присадок. Рекомендуется для использования в тех же двигателях, в которых применяется масло Б-ЗВ.

    Масло ПТС-225 (ТУ 38.401-58-1-90) - синтетическое высоко-стабильное на основе сложных эфиров пентаэритрита и синтетических жирных кислот С59. Работоспособно в интервале температур от -60 до +225 °С. Рекомендовано к применению в теплонапряженной авиационной технике, а также в качестве унифицированного масла для отработки новых теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей (ТРД, ТВД, ТВВД, турбовальных двигателей и редукторов вертолетов). Масло обладает улучшенными вязкостно-температурными свойствами и высокой термоокислительной стабильностью. Рекомендуется для перспективной авиатехники, а также взамен товарных нефтяных и синтетических авиамасел. По своим физико-химическим и эксплуатационным свойствам наиболее (по сравнению с другими маслами) соответствует американской спецификации MIL-L-23699F.

    Масло ВТ-301 (ТУ 38.101657-85) - синтетическое на основе кремнийорганической жидкости с присадкой. Характеризуется максимальной (по сравнению с другими маслами) термоокислительной стабильностью, низкой летучестью, хорошими низкотемпературными свойствами. Можно использовать в газотурбинных двигателях с температурой масла на выходе из двигателя до 250-280 °С.

Характеристики синтетических масел для газотурбинных двигателей

 

Показа-
тели

Б-ЗВ

36/1-КУА

ЛЗ-240

ВТ-301*

Внешний вид

Прозрачная жидкость от светло-желтого до коричневого цвета

Однородная прозрачная жидкость без посторонних частиц и волокон

Прозрачная жидкость от светло-коричневого до красно-коричневого цвета

Однородная подвижная прозрачная жидкость от темно-желтого до темно-коричневого цвета

Кинематическая
вязкость, мм2/с,
при температуре:
100 °С, не менее

5,0

3,5

4,8

8,5

-30 °С, не более

3500

-

-

-

-40 °С, не более

12500

3600

12500

800

-54 °С, не более

-

-

-

2500

Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже

235

195

235

260

застывания, не выше

-60

-60

-58

-60

Кислотное число,
мг КОН/г,
не более

4,4-5,5

3,2-4,0

<=0,5

<=0,20

Содержание:
водорастворимых
кислот, щелочей,
воды, механических
примесей

Отсутствие

воды

Следы

Отсутствие

Термоокислительная
стабильность, ч
(температура, °С)

10(200)

10(200)

50(200)

50(250)

Показатели после
окисления:
кинематическая
вязкость, мм2/с,
не более,
при температуре:
100 °С

6,0

5,5

6,0

10,0

-40 °С

20000

9000

20000

-

изменение вязкости
при 100 °С,
не более

-

-

-

-

кислотное число,
мг КОН/г,
не более

0,7-2,0

<=4,0

<=1,5

<=0,3

массовая доля
осадка,
нерастворимого
в изооктане,%,
не более

0,11

0,35

0,10

0,12

коррозия
на пластинках,
г/м2, не более:
сталь ШХ15

Отсутствие

± 2,0

медь М1 и М2

-

-

Отсутствие

± 2,0

алюминиевый
сплав АК4

Отсутствие

± 2,0

Коксуемость, %, не более

0,45

0,40

0,45

-

Плотность при
20 °С, кг/м3,
не более

990-997

980-997

980-1020

1090-1110

Трибологические
характеристики
на ЧШМТ
при (20 ± 5) °С:
критическая нагрузка,
Н, не менее

890

874

872

-

показатель износа
при осевой
нагрузке 196 Н,
не более

-

0,60

0,50

-

    * Массовая доля железа - 0,017-0,025%.

Масла для турбовинтовых двигателей

 

    Особенности конструкции турбовинтовых двигателей связаны с наличием в них многоступенчатых зубчатых передач (редукторов), которые предназначены для передачи больших усилий и работают при больших частотах вращения. Выдержать такие нагрузки, как показывает опыт эксплуатации, могут масла с повышенной вязкостью. Поэтому для турбовинтовых двигателей применяют масла с более высокой вязкостью, чем для турбореактивных.

    Требования, предъявляемые к маслам для турбовинтовых двигателей, следующие:

    - пологая вязкостно-температурная кривая и хорошая прокачи-ваемость при низких температурах;

    - высокие противоизносные и противозадирные свойства;

    - устойчивость к окислению в условиях высоких температур (150- 175 °С) и контакта с воздухом и различными авиационными материалами;

    - инертность по отношению к металлам, сплавам, резинам, покрытиям, клеям и другим конструкционным материалам;

    - минимальные вспениваемость и испаряемость.

    Для смазывания этих двигателей применяют нефтяные и синтетические масла. Основными смазочными материалами являются маслосмеси, получаемые смешением на местах потребления авиационных масел МС-8п и МС-20 в следующих соотношениях (мас. доля, %): 75:25; 50:50; 25:75. Допускается применение масла МС-8рк в составе маслосмесей. Благодаря применению высококачественного масла МС-8п качество маслосмесей значительно повышается. Маслосмеси готовят и контролируют их качество по ведомственной инструкции МГА.

    Маслосмесь СМ-4,5 (ТУ 0253-007-39247202-96) - смесь авиационных масел МС-8п и МС-20 в соотношении 75:25 (мас. доля, %). Предназначена для применения в самолетах с турбовинтовыми двигателями типа АИ-20, АИ-24.

    Масло МН-7,5у (ТУ 38.101722-85) - унифицированное масло на нефтяной основе с комплексом присадок. Разработано взамен маслосмесей, масел МН-7,5 и ВНИИНП-7. Можно применять в турбовинтовых двигателях всех типов при температуре масла на выходе из двигателя до 150 °С.

    Характеристики масла МН-7,5у и маслосмеси СМ-4,5 приведены в табл.

Характеристики масла МН-7,5у и маслосмеси СМ-4,5

 

Показатели

МН-7,5у

СМ-4,5

Плотность при 20 °С, кг/м3, не более

900

860

Кинематическая вязкость,
мм2/с, при температуре:
100'С, не менее

7,5

4,3-4,7

-35 'С, не более

7500

-

Стабильность вязкости
после озвучивания на
ультразвуковой установке
в течение 15 мин,
%, не более

11

-

Кислотное число,
мг КОН/г,
не более

0,1

0,05

Содержание водорастворимых
кислот и щелочей,
механических примесей

Отсутствие

Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже

150

138

застывания, не выше

-53

-35

Коксуемость, %, не более

0,1

0,15

Испаряемость (150 °С,
3 ч, расход воздуха
1,5 дм3/мин), %,
не более

7,0

-

Трибологические
характеристики
на ЧШМТ
при (20 ± 5) °С:
критическая нагрузка,
Н, не менее

840

-

показатель износа
при осевой
нагрузке 196 Н,
не более

0,5

-

Термоокислительная
стабильность, ч
(175 °С, расход
воздуха 10дм3/ч)

50

-

Показатели после
окисления:
кинематическая
вязкость, мм2/с,
не более,
при температуре:
100 °С

10,0

-

-35 °С

11500

-

массовая доля
осадка,
нерастворимого
в изооктане,%,
не более

0,15

-

кислотное число,
мг КОН/г,
не более

0,75

-

коррозия
на пластинках,
г/м2, не более:
сталь ШХ15

Отсутствие

-

алюминиевый
сплав АК4

± 0,2

-

медь М1 и М2

± 0,5

-

Степень чистоты:
число фильтраций

1

-

содержание осадка,
мг/100 г, не более

60

-

Цвет, ед. ЦНТ, не более

1,5

-

Масла для вертолетов

 

    В вертолетах маслами смазывают двигатели, редукторы трансмиссии и шарниры втулок винтов. В двигателях вертолетов МИ-6 и МИ-10 используют масла МС-8п и МС-8рк, в вертолетах МИ-2 и МИ-8 - синтетическое масло Б-ЗВ, в турбокомпрессорной части силовой установки вертолета МИ-26 применяют синтетическое изопарафиновое масло ИПМ-10. В двигателе и редукторе перспективных и вновь проектируемых вертолетов рекомендовано использовать синтетическое масло ПТС-225.

    Для смазывания редукторов трансмиссии вертолетов используют широкий ассортимент масел различного назначения, уровень качества которых невысок. Так как маловязкие моторные масла имеют недостаточную смазывающую способность, а высоковязкие нефтяные масла обладают неудовлетворительными низкотемпературными свойствами, то для смазывания редукторов трансмиссий широко применяют смеси масел.

    В вертолетах МИ-6 и МИ-8 для летней эксплуатации до температуры -10 °С используют смесь масел СМ-11,5 - 75 % (мас. доля) МС-20 и 25 % (мае. доля) МС-8п, для зимней эксплуатации - смесь СМ-8 - 50 % (мас. доля) МС-20 и 50 % (мас. доля) МС-8п.

    В редукторах хвостовой трансмиссии вертолетов летом широко применяют масло МС-20 и трансмиссионное масло ТСгип по ТУ 38.101332-90, а зимой из-за плохих низкотемпературных свойств масел - смесь МС-20 с МС-8п и смесь ТСгип с жидкостью АМГ-10 (маслосмесь СМ-9).

Характеристики маслосмесей, используемых в редукторах вертолетов

 

Показатели

СМ-11,5

СМ-8

СМ-9

Кинематическая вязкость,
мм2/с, при 100 °С

11-12,6

6,5-7,5

11

Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже

165

155

140

застывания, не выше

-22

-30

-45

Кислотное число,
мг КОН/г,
не более

0,05

0,05

3,5

Зольность, %, не более

0,004

0,004

-

Смазывающие свойства:
критическая нагрузка, Н

500

440

-

показатель износа, мм

0,63

0,66

-

 

    Применение смесей масел усложняет эксплуатацию вертолетов и не может обеспечить безопасность полетов. Из синтетических масел в редукторах вертолетов МИ-2 и МИ-8, а также в главном редукторе тяжелонагруженного вертолета МИ-26 используют пентаэритритовое масло Б-ЗВ.

    Шарниры винтов отечественных вертолетов смазывают сезонными маслами. В осевых шарнирах втулок винтов вертолетов при эксплуатации летом применяют масло МС-20, зимой - ВНИИНП-25 и ВО-12. Масло ВО-12 можно использовать как всесезонное в диапазоне температур от +60 до -50 °С. Горизонтальные и вертикальные шарниры втулок винтов вертолетов смазывают летом маслом ТСгип, зимой - смесью масел ТСгип и АМГ-10.

Смазочные масла для шарниров винтов вертолетов

 

Масло

ТУ, ГОСТ

Температура применения

Масла для горизонтальных и вертикальных шарниров

Трансмиссионное ТСгип

ТУ 38.101332-90

+60...-5°С

Маслосмесь СМ-9 (2/3 ТСгип и 1/3 АМГ-10 по объему)

-

-5...-45 °С

Масла для осевых шарниров втулок винтов вертолетов

МС-20

ГОСТ 21743-76

+60...-5°С

ВНИИНП-25 шарнирное

ГОСТ 11122-84

-5...-50°С

ВО-12

ТУ РМ-80-4-95

+60...-50°С

 

    Масло ВНИИНП-25-шарнирное (ГОСТ 11122-84) - нефтяное низкозастывающее масло (зимний сорт), загущенное полимерной присадкой, содержит антиокислительную присадку. В настоящее время не производится.

    Масло ВО-12 (ТУ РМ-80-4-95) - всесезонное масло для осевых шарниров втулок винтов вертолетов. Разработано взамен масла ВНИИНП-25. Работоспособно при температуре от +60 до -50 °С. Представляет собой смесь синтетического углеводородного и диэфирного масел с комплексом присадок.

Характеристика масел для осевых шарниров втулок винтов вертолетов

 

Показатели

ВНИИНП-25

ВО-12

Кинематическая вязкость,
мм2/с, при 100 °С, не менее

10

12

-30 °С, не более

13500

15000

Кислотное число,
мг КОН/г,
не более

0,08

0,08

Температура,°С:
вспышки в открытом
тигле, не ниже

135

240

застывания, не выше

-54

-54

Содержание водо-
растворимых кислот
и щелочей,
механических примесей

Отсутствие

Индекс вязкости, не менее

120

120

Массовая доля золы, %, не более

0,005

0,005

Трибологические
характеристики
на ЧШМТ при (20+5) °С:
критическая нагрузка, Н,
не менее

500

686

показатель износа
при осевой нагрузке
196 Н, не более

0,7

0,7



Смазывающие свойства авиационных масел (ГОСТ 9490-75)

 

Марка масла

Критическая нагрузка, Н

Показатель износа*, мм

ИПМ-10

710

0,35

36/1КУА

790

0,50

ВНИИНП-50-1-4ф

840

0,4

ВНИИНП-50-1-4у

750

0,45

ПТС-225

900

0,5

ВТ-301

900

1,10

МС-8п

500

0,5

МС-8рк

500

0,5

Б-ЗВ

890

0,45

ЛЗ-240

890

0,5

МН-7,5у

840

0,5

ВНИИНП-25

500

0,7

    * При осевой нагрузке 196 Н и температуре (20 ± 5) °С.

Совместимость масел для авиационных газотурбинных двигателей

 

Марка масла

МС-8п

МС-8рк

ЛЗ-240

Б-ЗВ

ИПМ-10

ВНИИНП
-50-1-4ф

ВНИИНП
-50-1-4у

ПТС-225

ВТ-301

МС-8п

 

C

-

-

C

C

C

-

-

МС-8рк

C

 

-

-

C

C*

C*

-

-

ЛЗ-240

-

-

 

C

C

-

-

C*

-

Б-ЗВ

-

-

C

 

C*

-

-

C*

-

ИПМ-10

C

C

C

C*

 

C

C

-

H

ВНИИНП
-50-1-4ф

C*

C*

-

-

C

 

C

-

-

ВНИИНП
-50-1-4у

C*

C*

-

-

C

C

 

-

-

ПТС-225

-

-

C*

C*

-

-

-

 

-

ВТ-301

-

-

-

-

H

-

-

-

 

    Принятые сокращения: С - масла совместимы, при замене масла промывка смазочной системы заменяемым маслом не требуется; срок эксплуатации смеси масел определяется наименьшим сроком эксплуатации одного из компонентов (до первой замены);

    С* - масла смешиваются, но эксплуатационные свойства смеси хуже свойств каждого из смешиваемых масел; при замене требуется однократная промывка маслосистемы заменяемым маслом;

    Н - масла несовместимы, при замене масла требуется двукратная промывка маслосистемы заменяемым маслом;

    Прочерк означает, что смеси не исследовались.

Примечание. Минеральное масло МН-7,5у совместимо с маслосмесями.

 

Разработка сайта, дизайн: megagroup.ru.
© 2010 Компания ГСМ-Сервис
Rambler's Top100